Освоили выпуск мобильных демпферных устройств
Уникальная разработка белорусских учёных позволит минимизировать последствия от столкновения машин с дорожно-строительной техникой и защитить дорожных рабочих.
Прицепное демпферное устройство было разработано Объединённым институтом машиностроения НАН Беларуси. Его аналогов нет ни в одной стране СНГ. Выпуск первых изделий освоил гомельский «Завод Сантэкс».
— При ремонте дорожного полотна рабочих защищают от наезда автомобили прикрытия — тяжёлые грузовые машины. И хотя обычно они обозначены яркими сигнальными огнями, нередко водители не успевают перестроиться, и происходит столкновение с трагическими последствиями. Мобильное демпферное устройство крепится к задней части автомобиля прикрытия и фактически является подушкой безопасности, снижающей силу удара, — вводит в курс дела директор СЗАО «Завод Сантэкс» Валерий Малец.
По словам руководителя, серийное производство демпферных устройств началось в прошлом году. Целевым потребителем называют службы, занятые на автодорогах без остановки движения. Обязанность использовать поглотители энергии закреплена для них на законодательном уровне.
Внешне демпферное устройство напоминает прицеп к автомобилю с небольшой платформой, но после необходимых испытаний и процедур было зарегистрировано как самостоятельное транспортное средство. На раму наносится уникальный VIN-код.
— Задействованы несколько систем безопасности, — уточняет Малец. — Пассивная представляет собой совокупность предупреждающих об опасности знаков. Это светоотражающие дорожные знаки, стробоскопы для привлечения внимания и заметное издалека электронное табло. Активная система рассчитана на смягчение последствий аварии, если всё предыдущее вдруг не сработает.
Внутри «платформы» размещены многочисленные ячейки стальных сот. При ударе в прицеп попутного автомобиля соты поэтапно сжимаются, гася энергию столкновения до нуля. Действует это как для прямого, так и для касательного удара, так как предусмотрены упоры против опрокидывания системы.
При испытаниях на полигоне в такой демпфер на скорости 100 км/ч ударили микроавтобус. Его передок, конечно, разлетелся, но основные конструкции кузова уцелели, благодаря чему дверцы легко открылись.
Пять таких мобильных демпферных устройств уже приобрели предприятия «Белавтодора». Сейчас они задействованы в ремонтных работах на «олимпийской» трассе М1 и Минской кольцевой автодороге.