Испытывают средство для отпугивания диких животных
Искалеченные люди, убитые животные, помятые машины — два мира на трассе сталкиваются довольно часто. Это закономерно, когда асфальт пересекает естественную среду обитания лесных жителей. Только в сентябре на дорогах Гомельской области сбили четырех лосей. Водители винят во всем гон, биологи призывают быть внимательнее, но все сходятся в одном: разделять пути зверя и человека следует с применением технических средств. Увы, пока для этого в регионе делается крайне мало.
Сколько точно пострадало людей и животных на дорогах, сказать сложно. До недавнего времени статистика по таким ДТП вовсе не велась. С сентября подобные ЧП начали попадать в сводки ГАИ, но опять же статистическому учету подлежат только те аварии, в которых пострадали люди.
Водитель и пассажир попали в больницу. Пока в новой сводке Гомельского областного управления ГАИ только одно такое ДТП. 22 сентября в Жлобинском районе 49-летний водитель ехал на «Ровере-620» по автодороге Р-149. Внезапно на проезжую часть выбежал сохатый. Наезда на дикое животное избежать не удалось. В результате водителя и 46-летнюю пассажирку с травмами госпитализировали.
Но за пределами статистики прячутся и другие случаи. В сентябре в одном только Светлогорском районе лоси и машины не разминулись трижды. Два случая с разницей в сутки — на трассе Р-82, причем один автомобиль с места происшествия скрылся.
19 сентября на автодороге Светлогорск — Сосновый Бор — Полесье лесной гигант влетел в водительскую дверь «Фольксвагена-Поло». Мужчина чудом не пострадал. По его словам, сохатый выскочил внезапно, водитель просто не успел среагировать на опасность. Во всех этих ДТП животные погибли.
Но далеко не всегда обходится без человеческих жертв. Весь Гомель скорбел, когда в прошлом году в Могилевской области произошла шокирующая авария. Выскочивший под колеса «Мерседеса» лось практически уничтожил машину. Из-за столкновения с животным тогда погибли два выдающихся спортсмена — самый титулованный автогонщик Гомельской области и 17-летний картингист. Незадолго до трагедии талантливый школьник дважды поднялся на подиум этапа чемпионата страны.
На дороги из лесов выбегают, выползают, выпрыгивают самые разные животные, но именно лоси создают наибольшую опасность, считает доцент кафедры лесохозяйственных дисциплин биофака Гомельского госуниверситета Александр Падутов:
— Например, косуля в большинстве случаев — это только побитая машина. С лосем хуже. Он очень высоконогий. Когда его сбивают, он всей тушей ложится не на капот, а прямо на лобовое стекло. А весит животное немало — 300—500 килограммов.
Осень — период особой активности у сохатых. В конце сентября — начале октября у них гон. Но вопреки распространенному мнению лось вовсе не выпрыгивает навстречу автомобилю в поисках самки.
— Их передвижения — обычная транспортная миграция. Они через трассу ходят в любое время года. У лося минимальный участок обитания, который сможет обеспечить его едой, — 500 гектаров, а лучше тысяча. Где-то у него ручей, чтобы попить, где-то место для ночлега, где-то еда — вот он и курсирует по своему привычному маршруту.
Проблема в том, что в самом начале формирования дорожной сети совершенно не учитывался тот факт, что трассы рассекают территорию обитания животных на несколько частей. Теперь только и осталось, что отслеживать пути их перемещения и координировать маршруты лесных обитателей и человека. Заместитель начальника Гомельского областного управления ГАИ Сергей Бондаренко называет два способа:
— Во-первых, это технические средства вроде заграждений вдоль лесов. Второй вариант — воздействие на сознательность водителя. Места массовой миграции обозначаются соответствующими знаками — 1.27 «Дикие животные». Но эти знаки предупреждают, не запрещают. Правила дорожного движения гласят, что водитель должен выбирать скорость, исходя из конкретных условий. У нас водители понимают так: если нет других знаков, то вне населенного пункта можно ехать 90 километров в час всегда и везде.
Такая решимость может еще оправдать себя днем, когда препятствие на дороге видно четко и издали. Вот только осенью темнеет раньше, условия видимости хуже, чем в другие поры года.
— Пасмурная погода не пропускает лунный свет, нет снега, на котором хорошо видны длинные тени животных. На дикое животное мы фликер не повесим, заранее его увидеть — проблема. Водитель должен выбирать такую скорость движения, которая позволит ему адекватно отреагировать на появившееся препятствие.
Проявить сознательность и скинуть скорость там, где можно нестись быстрее? Задачка для славянского менталитета трудная. В ГАИ сейчас прорабатывают комплекс профилактических мероприятий, который повлиял бы если и не на совесть и ответственность перед животным миром, то хотя бы на уровень инстинкта самосохранения.
Впрочем, кроме морального воздействия на ситуацию есть и физический вариант — не дать обитателям леса выйти на проезжую часть. Сейчас ограждения вдоль лесов в Гомельской области есть только на одной дороге — М-5, на участке, проходящем по Буда-Кошелевскому и Жлобинскому районам. Генеральный директор РУП «Гомельавтодор» Сергей Лазбекин поясняет:
— Так называемые сетки устанавливаются только на дорогах республиканского значения. Местные мы закрыть не можем.
Карта дорог региона выглядит позаковыристее кровеносной системы человека. Отгородить каждый кусочек леса нереально. Если дорожники запрут животных в локальных «вольерах», большинству просто нечем будет питаться. К тому же ни одно техническое средство не дает стопроцентной гарантии, тот же сохатый с легкостью перепрыгивает через трехметровое ограждение. Плюс в попытке пройти изведанным путем животные порой рвут сетки, лишних дыр в заборе добавляют и грибники, которым лень делать крюк, идя к трассе.
— Ограждения обязательно закладываются в проект при строительстве новой трассы или ремонте существующей. Из ближайших планов — М-10. Ее предстоящая реконструкция — это государственно-частное партнерство. На какой протяженности дороги появятся технические средства, зависит от инвестора. Возможно, он и вовсе предпочтет экодук.
Экодуки, мосты или тоннели для перехода животных через дорогу, которыми славятся зарубежные страны, для нас пока экзотика. В Гомельской области их нет вовсе, причину дорожники называют одну — дорого. А если бы средства и нашлись, Александр Падутов призывает отнестись к их устройству внимательно:
— Через трубы, тоннели пройдет только мелкий хищник. Через поднимающийся над дорогой мост не полезут копытные, они ходить вверх не любят. Если разводить пути для машин и животных, то тому же лосю нужно оставлять путь по прямой. А это значит — поднимать автодорогу над тропой для сохатого или прятать ее в подземный тоннель.
Во что может обойтись подобная затея, дорожники даже не берутся подсчитывать. Пока выбор пал на другое техническое средство. На одном из участков М-10 между Гомелем и Речицей, славящемся многочисленными появлениями обитателей леса, провели эксперимент. Здесь установили комплекс «Оптический забор». Система проста, объясняет Сергей Лазбекин:
— На сигнальные столбики вдоль дороги монтируются специальные насадки — рефлекторы. Когда на них попадает свет фар, в сторону леса отражается голубой проблеск, отпугивая животных. На дорогу они не выходят.
Напугать абсолютно каждую зверушку, конечно, не получится, но эффект от комплекса уже ощутим. На пятикилометровом экспериментальном участке на протяжении нескольких месяцев не погибло ни одно животное, хотя там проходят миграционные тропы. 270 рефлекторов обошлись в 4900 рублей. Дорожники довольны, такие приспособления появятся и на других трассах. Где конкретно, еще не определено, специалисты анализируют проблемные участки. А пока нет средств на отдельные широкие переходы для животных, сетки закрывают весьма небольшой участок дорог, а зоркий глаз «Оптического забора» только появляется на горизонте, остается лишь призывать водителей быть более внимательными.